Авторы
Мякочин А. С.*,
Сводин П. А.**
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
*e-mail: amyakochin@gmail.com
**e-mail: svodin.pavel@gmail.com
Аннотация
Современное проектирование летательных аппаратов направлено, в первую очередь, на повешение их тактико-технических характеристик, что ставит перед инженерами-конструкторами задачу достижения более высоких значений параметров цикла двигателя. Эта задача решается путем внедрения передовых материалов, использования современных технологий изготовления и контроля, более совершенного уровня профилирования элементов лопаточных машин, а также путем обеспечения более высоких частот вращения роторов. Однако, увеличение рабочих частот вращения неминуемо приводит к усложнению эксплуатационных условий роторной системы двигателя, в частности, к повышению силовых и температурных нагрузок на ее элементы, в связи с чем требуются новые конструкторские и технологические решения [1]. Проблемы проектирования и эксплуатации подшипников скольжения опор роторов современных и перспективных авиационных газотурбинных двигателей (АГТД) являются актуальными и ставят перед инженерами-конструкторами ряд передовых разноплановых задач: задача по анализу сроков эксплуатации подшипниковых опор и увеличению срока их эксплуатации [2–4], задача по расчётам и оценке теплового состояния системы подшипник-вал [5], задача по оптимизации подвода смазочного материала в зону трения [6] и т.д. Кроме того, активно ведутся работы по совершенствованию конструкции подшипников с использованием новых перспективных технологий материаловедения [7–13], таких, как пористые керамические композиционные материалы.
Ключевые слова:
опорный подшипник скольжения, газотурбинный двигатель, турбулентное течение, кинетика, гидродинамическая теория смазки, тепловой расчет, испытания подшипников
Библиографический список
- Звонарев С.Л., Зубко А.И. О возможных причинах отказов подшипников качения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). 2012. № 3–3(34). С. 16–22.
-
Зубко А. И., Лукин В. А., Герман Г. К. Разработка мероприятий по уменьшению сил сопротивления при работе подшипников качения // Вестник Московского авиационного института. 2022. Т. 29. № 4. С. 125–137. DOI: 10.34759/vst-2022-4-125-137.
-
Семенова А. С., Кузьмин М. В., Леонтьев М. К. Оценка долговечности межроторного подшипника по контактным напряжениям смятия // Вестник Московского авиационного института. 2022. Т. 29. № 4. С. 138–150. DOI: 10.34759/vst-2022-4-138-150.
-
Семенова А. С., Кузьмин М. В. Отработка методики численного анализа напряжений смятия в роликовых подшипниках // Вестник Московского авиационного института. 2022. Т. 29. № 3. С. 180–190. DOI: 10.34759/vst-2022-3-180-190.
-
Рощин В.В. К расчету теплового режима конических роликоподшипников ГТД // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева.2023, в.2.
-
Рощин В.В. Влияние способа подвода охлаждающего масла на тепловой режим конических роликоподшипников // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2015, в.1.
-
I.S. Durazo-Cardenas, J. Corbett, D.J. Stephenson. The performance of a porous ceramic hydrostatic journal bearing // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology, Volume 224, Number 1. 2010. pp 81–89.
-
Критский В.Ю., Зубко А.И. Исследование возможности использования керамических авиационных подшипников скольжения нового поколения в конструкциях опор роторов газотурбинных двигателей // Двигатель. 2013. № 3(87). с. 24–26.
-
Петров Н.И., Лаврентьев Ю.Л. Пути повышения надежности и ресурса подшипниковых опор роторов современных газотурбинных двигателей и редукторов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. Том 14, №3, ч.1, 2015.
-
Zaretsky E.V., Erwin V. Ceramic bearings for use in gas turbine engines // American Society of Mechanical Engineers (Paper). 1988.
-
Петров Н.И., Лаврентьев Ю.Л., Исследования ги бридных (с керамическими шариками) и стальных подшипников качения при моделировании раз личных условий их эксплуатации в опоре высоко оборотного ротора малоразмерного газотурбинного двигателя // Сборник научных трудов. Государственный научный центр РФ «Центральный инсти тут авиационного моторостроения имени П.И. Бара нова». Москва, 2020.
-
X.Z. Zhao, J.J. Liu, B.L. Zhu. Friction and wear of Si3N4 ceramic/stainless steel sliding contacts in dry and lubricated conditions // Journal of Materials Engineering and Performance, 6(2), 203–208, 1997.
-
Kato, Tribology of ceramics // Wear, 136 (1990), pp.117–133.
-
ГОСТ ИСО 7902-1-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 1. Метод расчета. – Минск, 2002. 31 с.
-
ГОСТ ИСО 7902-2-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 2. Функции, используемые для расчета. – Минск, 2002. 31 с.
-
ГОСТ ИСО 7902-3-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 3. Допустимые рабочие параметры. – Минск, 2002. 31 с.
-
Максимов В.А., Баткис Г.С. Высокоскоростные опоры скольжения гидродинамического действия. «ФЭН» - Казань, 2004.
-
Поскрёбышев В.А., Исько А.Б., Тарновский А.И., Герасимов С.В. Разработка модели определению подъёмной силы масляного клина в подшипниках скольжения. Науч. Жур. Проблемы механики современных машин. ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск. 2012, т.1. С. 12–13.
-
Справочник по триботехнике: В 3 т. Т. 2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения / Под ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. – М.: Машиностроение, 1990 – 416 с.
-
Расчет опорных подшипников скольжения: Справочник Е.И. Квитницкий, Н.Ф. Кирнач и др. – М.: Машиностроение, 1979.
-
Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А.В. Чичинадзе, Э.М. Берлинер, Э.Д. Браун и др.; Под общ. ред. А.В. Чичинадзе. – М.: Машиностроение, 2003 – 576 с.