Все большее применение в практике моделирования реальных конструкций и процессов находит технология инженерного анализа, построенная на междисциплинарном принципе, который состоит в том, что при решении физически различных расчетных задач используются не осредненные (заданные) граничные условия, а результаты решения сопряженных задач. В данной работе на основе междисциплинарного взаимодействия задач аэродинамики, теплообмена и прочности, проведен расчет обледенения пассажирской двери самолета. Исследование проводится методом конечных элементов (МКЭ) с решением контактно, геометрически и физически нелинейных задач, в которых при построении конечно-элементных (КЭ) моделей используются свойства реальных конструкционных материалов (алюминиевые сплавы, эластомеры и теплозвукоизоляционные материалы), а также их контактное взаимодействие. В результате решения представленных сопряженных физических задач разработан алгоритм по определению деформированного состояния конструкций проема и створки двери фюзеляжа самолета, позволивший провести анализ параметров обледенения между их герметизирующими элементами. Вследствие применения данного подхода выявлен ряд конструктивно-технологических параметров, связанных с обледенением стыковых элементов фюзеляжа современного авиалайнера, которые могут повлечь за собой изменение уровня безопасности воздушного судна на протяжении всего полета, включая руление после посадки.
Бекмуханбетов М.Д., Борисов С.М., Малюгин В.Е. Анализ особенностей эксплуатации воздушных судов в условиях ливневых осадков // Научный вестник МГТУ ГА. 2010. № 160. С. 91–96.
Григоровский В.В., Котович И.В., Ежов А.Д. Особенности процессов термогазодинамики и теплообмена на поверхности лопаток турбин ГТД // Тепловые процессы в технике. 2025. Т. 17. №1. С. 12–18.
Горский В.В., Бродский М.Ю., Никитин А.А. Моделирование влияния несимметричного обтекания на процесс обгара затупленного клина из углерод-угле-родного композитного материала при высокоскоростном полете с заданным углом атаки // Тепловые процессы в технике. 2024. Т. 16. №10. С. 476–486.
Денисов М.А., Медведь В.С., Лудильщикова С.И. Исследование методов решения задач определения теплового нагружения конструкции летательного аппарата на стартовом участке // Тепловые процессы в технике. 2024. Т. 16. № 10. С. 487–495.
Тушавина О.В. Сопряженный тепломассообмен в критической точке затупленного тела при его обтекании высокоскоростным диссоциирующим потоком газа // Тепловые процессы в технике. 2022. Т. 14. № 12. С. 531–538.
Молчанов А.М., Грибиненко Д.В., Янышев Д.С. Численное моделирование воспламенения горючего в камере сгорания ГПВРД // Тепловые процессы в технике. 2021. Т. 13. № 4. С. 148–154.
Маскайкин В.А. Проектное формирование теплоизоляции для термостатирования элементов конструкций беспилотных летательных аппаратов, функционирующих в температурных условиях Арктики // Тепловые процессы в технике. 2023. Т. 15. № 2. С. 79–87.
Маскайкин В.А., Махров В.П. Исследование конвективного теплообмена структурированного, неоднородного элемента, служащего как теплоизоляционный слой обшивки авиационных изделий // Тепловые процессы в технике. 2021. Т. 13. № 5. С. 230–237.
Пхио А. Расчетные исследования прочности летательных аппаратов. Метод анализа и оптимизации силовой конструкции крыла гражданского самолета: Дисс. … канд. техн. наук. 2024. 129 с.
Орешко Е.И., Ерасов В.С., Подживотов Н.Ю. Расчет на прочность гибридной панели крыла на базе листов и профилей из высокопрочного алюминий-ли-тиевого сплава и слоистого алюмостеклопластика // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 1 (40). С. 53–61.
Яшутин А.Г., Суренский Е.А. Автоматизированный комплекс силовых и детальных расчетов прочности самолета // Труды МАИ. 2014. № 74.
Пономарев В.С., Пономарев С.В., Халиманович В.И. Термомеханический анализ крупногабаритного сетчатого рефлектора космического назначения // Сибирский аэрокосмический журнал. 2016. Т. 17. № 2. С. 343–349.
Голдобин Н.Н., Нехаев Д.П., Шендалев Д.О. Новые возможности расчета температурных деформаций космических антенн с крупногабаритными рефлекторами в Ansys Workbench // Решетневские чтения. 2016. С. 107–110.
Февральских А.В. Численное моделирование обледенения крыла экраноплана // Труды Крыловского государственного научного центра. 2019. Т. 4. № 319. С. 117–124.
Калюлин С.Л., Модорский В.Я. Численное моделирование обледенения при вибрациях аэродинамического профиля // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2023. № 72. С. 100–110.
Модорский В.Я., Черепанов И.Е., Калюлин С.Л. Численное моделирование ступени центробежного компрессора газоперекачивающего агрегата в 2FSI-постановке // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2019. № 56. С. 83–91.
Смоленцев Н.А., Самсонов К.С., Блинов П.А. Разработка методики проведения цифровых прочностных испытаний конструкции летательного аппарата при многофакторном нагружении // Тепловые процессы в технике. 2023. Т. 15. № 1. С. 31–38.
Михайлов Д.А., Пыхалов А.А., Зотов И.Н. Анализ достоверности численного решения сопряженной задачи аэродинамики, теплообмена и прочности для оценки условий обледенения // Вестник МАИ. 2025. № 1 (32).
Михайлов Д.А., Пыхалов А.А., Зеньков Е.В. Методика испытания образцов из эластомеров для получения механических характеристик их гиперупругости и конечно-элементного моделирования деформируемых сборных конструкций // Современные технологии. системный анализ. Моделирование. 2021. С. 38–47.
Myers T.G. Extension to the Messinger model for aircraft icing // AIAA Journal. 2001. № 2 (39). pp. 211–218.
Iuliano E, Ferraiuolo M. In-flight icing: effects on aircraft safety // VII International Conference on Computational Methods for Related Problems in Science and Engineering. (2017). pp. 1050–1067.
Зайцев В.А., Ледоходович А.А. Приборы и методика исследования облаков с самолета. Гидрометеоиздат, 1960. 176 с.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 2018-2025 |